ЗАНЯТИЕ № 10

 

1.    УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ.

 

1.1.  УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

Прописная буква в названиях исторически событий и эпох,

геологических периодов, знаменательных дат

С прописной буквы пишутся:

1) названия исторических событий и эпох (в составных названиях–все собственные имена):

Возрождение;

Петровская эпоха(но: допетровская эпоха);

Римская империя;

Древний Рим (но: древний Рим - город);

Киевская Русь; Куликовская битва;

2) названия съездов, конгрессов, конференций:

Всемирный конгресс профсоюзов;

Женевская конференция;

3) названия революционных праздников, знаменательных дат:

Первое мая (1 Мая, Первомай);

Международный женский день (8 Марта, Восьмое марта);

День печати; День шахтера;

4) все слова в названиях особо знаменательных дат:

День Победы (Праздник победы, 9 Мая);

День Конституции России.

***После числительного, обозначенного цифрой или словом, сохраняется написание в прописной буквы:            VIII Всесоюзный съезд кинематографистов;

Второй Всесоюзный кинофестиваль

Со строчной

буквы пишутся:

1) названия исторических эпох, событий и геологических периодов, не являющиеся именами собственными:

античный мир;

средневековье;

гражданская война;

каменный век;

 

2) названия неофициального характера:

день открытых дверей;

месячник безопасности движения

 

 


1.2.

Прописная буква в названиях

организаций, учреждений

С прописной буквы пишутся:

1) все слова (кроме служебных и слова партия) в названиях высших партийных, правительственных, государственных, профсоюзных организаций и учреждений, а также в названиях важнейших международных организаций:

Государственная Дума;

Организация Объединенных Наций;

Коммунистическая партия Российской Федерации;

Министерство иностранных дел;

2) названия научных учреждений, учебных заведений и учреждений культуры:

Академия наук России;

Курский государственный педагогический

университет;   Дом учителя;

Курский драмтеатр имени А.С.Пушкина;

3) первое слово и начальное слово той части названия, которая употребляется как то же название:

Государственный исторический музей

(Исторический музей);

Государственная Третьяковская галерея

(Третьяковская галерея)

4) названия торговых и промышленных предприятий и фирм:   типография "Курская правда";

кондитерская фабрика "Большевик";

колхоз "Россия"

 

 

1.3.

 

ПРОПИСНАЯ БУКВА В НАИМЕНОВАНИЯХ
ДОЛЖНОСТЕЙ И ЗВАНИЙ

 

С ПРОПИСНОЙ БУКВЫ

ПИШЕТСЯ

 

СО СТРОЧНОЙ БУКВЫ

ПИШЕТСЯ

 

Первое слово (и все собственные имена) в наименованиях высших должностей и высших почетных званий в России:

 

 

 

Генеральный прокурор России;

 

Председатель правительства России.

 

 

Первое слово в наименованиях различных должностей и званий в России, а также в наименованиях титулов, должностей и званий в зарубежных странах и международных организациях:

 

президент Академии наук;

 

маршал авиации;

 

народный артист России;

 

генеральный секретарь ООН.

 

 

Упражнение № 1

Объясните употребление прописных букв.

I.

1. В середине лета по Десне закипали сенокосы. По всему берегу на много верст возникали временные селища с теми же, по своим деревням, названиями: Меловое, Сухой Колодец, Полыновка.

2. Становища назывались не так сурово: Лужки, Доброводье, Поречное или какие-нибудь Лебяжьи Капустичи.

3. Иногда в луга наведывался доброводенский председатель Павел Чепурин.

4. Анфиска прошла берегом вверх по реке и в полуверсте вышла на свою делянку.

5. Витька тут же нырнул под зонты морковника и побежал под ним.

6. Приехал я в МТС, только малость огляделся, меня через пару лет – в колхоз.

7. Был я недавно в своем Борисоглебске…

(Е.Носов. Шумит луговая овсяница.)

II.

1. Россия категорически отказалась признать за Японией какое-либо правовое основание на посылку войск в Корею.

2. Начал лейтенант Юрасовский, тот самый, который явился с небольшим опозданием.

3. Его коллега в Лондоне Халси открыто заявил, что нынешний кабинет в Токио желает войны с Россией.

4. Поздравлять приезжал сам адмирал Макаров, а затем всех пригласили на обед в Зимний дворец.

5. В Морском корпусе собираются выпустить гардемаринскую роту.

6. Штабные в Кронштадте уверены, что Макаров тоже рвется в Порт-Артур.

7. Дома у него лежала книга Макарова "Ермак во льдах", вышедшая три года назад.

8. Южную линию занимали крейсера первого ранга – "Баян", "Диана", "Паллада" и "Аскольд".

9. На море крейсировали эскадры Франции, Англии, США и Голландии.

(А.Харитановский. Господа офицеры!)

 

Упражнение № 2

Спишите. Вставьте буквы, прописные или строчные. Объясните их правописание.

I.

1. Здесь же, позади рва, были всего-навсего дальние подступы к (М,м)оскве, так называемый четвертый эшелон.

2. (А,а)лексей отозвал в сторону своего помощника и отделенных и слово в слово передал им приказ командира.

3. В (Р,р)акитное мы шли не по дороге, а по полю, так захотела мать.

4. Из реки меня выловили под (Ч,ч)ерным логом.

5. Телега была не видна, и тот, кто сидел в ней, не думал объезжать "(В,в)олгу".

(К.Воробьев)

II.

1. Станция (Б,б)айкал обозначилась грандиозными арочными сооружениями.

2. (Я,я)пония провожала "(П,п)амять (А,а)зова" без прощального салюта.

3. Даже награждение (А,а)лександром III принца (Г,г)еоргия медалью "(З,з)а спасение утопающих" походило на насмешку.

4. Поезд пришел в (М,м)укден точно по расписанию.

5. Сколько лет находимся на берегах (Т,т)ихого океана и даже не пытаемся войти в гущу проблем.

6. "(С,с)терегущий", миновав основание (Т,т) игрового (Х,х)воста, повернул к (А,а) дмиральской набережной, к причалу управления порта.

(А.Харитановский)

III.

1. В (Р,р)оссию въехали со стороны (О,о)рши.

2. Одолжил у (З,з)инаиды надорогу, прилетаю в (М,м)агадан – (В,в)алерки нет, в рейс ушел аж под (А,а)ляску, под американские воды.

3. (С,с)авоня объявлялся на острове с первыми теплоходами.

4. И даже иной раз пробовал тягаться с самим "(М,м)етеором" на подводных крыльях, набегающим в здешние шхеры с туристами из (П,п) етрозаводска.

5. Коров у (А,а)нисьи было три: (Р,р)омашка, (З,з)инка и (Л,л)ада.

6. Все они были отменно загорелые, будто только что приехали сюда с самого южного берега (К,к)рыма.

7. Нас подобрали в (М,м)азурских болотах, промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой (Б,б)алтики.

(По Е.Носову)

Упражнение № 3

Перепишите, расставив знаки препинания.

1. Устин начал было еще о чем-то рассказывать но Валерка все поглядывал на деревню все вострил в ту сторону уши по всему было видно что ему теперь не больно интересно слушать старика и Устин сдержанно похекав в кулак замолчал (Нос.)

2. Кто-то вспомнил что сегодня наши играют на кубок с испанцами и что теперь не удастся посмотреть потому что игру будут транслировать в семь (Нос.)

3. Сергеев оставил на мостике старшего офицера и чтобы сбыть гнетущее настроение спустился на палубу обошел боевые посты заглянул в кают-компанию (Хар.)

4. Человек этот по всей видимости уже давно дожидался трамвая потому что нетерпеливо пританцовывал постукивая друг о друга галошами из камерной резины которые среди рыболовов именовались бахилами (Нос.)

5. Было хорошо от всего виденного и слышанного от того что сгорел редакционный дом и на его месте строился новый что день по-прежнему был как крашеное яйцо что на пригретой гривке по которой убегали дети пробивались пятачки лопушника и над ним с чуть различимым звоном толклись комариные столбы (Вор.)

6. Когда старик ударял топором фуражка подпрыгивала и повисала то на правом то на левом ухе и каждый раз он водворял ее на макушку привычным и каким-то незаметно спорым поддевом ручки топора (Вор.)

7. Лошади были белые кованые на передок это ты видел когда схватил свекловину и сбежал в кювет на то самое место где лежишь сейчас и смотришь в небо (Вор.)

8. Когда были сданы все дела подписаны надлежащие бумаги переданы новому хозяину ключи от сейфа и ничего больше не оставалось делать как уйти восвояси Федор Андреевич попросил секретаршу никого не пускать к себе в кабинет (Нос.)

9. Медля уходить из кабинета куда не было уже ему возврата но и не зная что делать Федор Андреевич машинально потянулся к пластмассовому стаканчику набитому будто колчан новыми заточенными карандашами (Нос.)

10.      Тогда он обязательно задумается над тем куда исчезает из мира то что потрясло когда-то все корешки его души колокольный звон в росистом утре слово привета радость открытия ощущение вкуса незрелого яблока впервые увиденная завязь ореха теплая бархатная пыль на руке о крыльев упорхнувшей бабочки (Вор.)

11.      Мне не помнится чтобы там стояли зимы я унес оттуда никогда не потухающее солнце речку тугой перегуд шмелей в акации запах повилики и мяты в чужих садах и огородах (Вор.)

Упражнение № 4

Проанализируйте сложные предложения с различными типами связи, определите эти типы связи. Расставьте знаки препинания.

1. Евсейке этой зимой минул десятый год и ходит он в четвертый класс который помещается на втором этаже фетовского особняка (Нос.)

2. Всю долгую жизнь тополь тянется к солнцу он протягивает ветви на восток чтобы встретить светило в самые первые мгновения как только оно покажется над краем земли (Нос.)

3. Если бы я мог знать что смотрю на Тоню не отрываясь я бы устыдился (Нос.)

4. Я просто забыл что я тоже есть в этой комнате я гляжу на нее так как смотришь на огонь или звезды (Нос.)

5. Она стояла внизу до тех пор пока я не спускался на землю и я спускался из сказочной своей страны где ближе облака и птицы небо и солнце откуда далеко и широко видно где сердце стучит совсем не так как на нашем дворе истоптанном курами бабки Степанихи (Нос.)

6. Я лежал на задке саней закутанный в казенный тулуп а он все время шел пешком нещадно бил лошадь и ругался дорогу развезло и на проталинах земля курилась теплым туманом (Вор.)

7. Я видел это и падал на спину потому что на меня заваливались снопы тресты я тащил их на себя обеими руками (Вор.)

8. На том месте где когда-то стоял редакционный домишко плотники возводили стропила на новом срубе и мне не пришлось сигналить и вылезать из машины (Вор.)

9. Когда я снова увидел Васюкова месяца над предворотней будкой уже не было и колонна пленных почти не различалась (Вор.)

10.      Мне было жарко и хотелось пить но снег не падал ветер улегся и небо расчистилось и над кружевом проволочного забора рдело закатное солнце с двумя радужными столбами по бокам (Вор.)

11.      В колонне наших не было пяди свободного пространства потому что люди двигались навалясь на плечи и спины друг другу и мы с Васюковым пристроились сбоку (Вор.)

12.      Уцелевший в петлице кубарь сразу прилип к щеке и я сместил его к губам чтоб он оттаял (Вор.)

13.      Васюков раскосо взглянул на меня а я отвернул воротник чтобы виднелся кубарь но в нашу сторону никто уже не смотрел потому что мы отошли на свое прежнее место (Вор.)

14.      Только потом я понял почему тогда не оглянулся в недрах души я не верил тому что увидел (Вор.)

 

Упражнение № 5

Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию.

I.

Со стороны Медведовки к Ракитному кто-то ехал на телеге а я стоял на самой дороге и посторониться мне было некуда справа и слева к ее колеям подступали зеленя. Можно было проехать только вперед, к ветряку на выгон и там пропустить подводу но я решил стоять там где стоял: мне хватало ветряка издали. Я сидел в машине и в отражательное зеркало следил за приближающейся подводой она ведь не забуксует если и объедет. Я видел только лошадь – муругую, статную и сытую. Телега была не видна и тот кто сидел в ней не думал объезжать "Волгу".

(К.Воробьев. Почем в ракитном радости.)

II.

Пока я дремал откуда-то набежавший ветер расслоил на западе тучи и к длинной в полнеба щели прильнул немигающий глаз солнца будто желая подсмотреть стоит ли ему завтра сиять или спрятаться еще на денек? Его золотистые лучи-ресницы простерлись над мокрой, озябшей землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски. Вспыхнула бегучим пламенем придорожная лесополоса рассыпанной ртутью дождевых капель засверкал широкий луг а за ним на той стороне, на крутом косогоре, пожаром загорелись окна большого особняка.

(Е.Носов. Радуга.)

Упражнение № 6

Выпишите из произведений Е.Носова, К.Воробьева, А.Харитановского, Н.Асеева 7 сложных многочленных конструкций и разберите их, построив схемы предложений.

Упражнение № 7

Спишите, расставьте знаки препинания. Проанализируйте многочленные сложные предложения с разными видами связи. Определите основной вид связи, установите количество предикативных единиц, виды отношений между ними, определите средства связи (союзы, союзные слова, соотношение видовременных форм глагола и др.). Разберите предложения, составьте схемы предложений.

1. Гляжу я нету на русской земле которая хлеб родит нету ничего приветнее для души когда деревенская кузница гомонит молотками (Нос.)

2. Варьке было немножко грустно что все эти превращения происходят не с нею самой и что если бы в клуб пошла она Варька то никому до этого не было бы дела (Нос.)

3. Огонек то исчезал то опять вспыхивал и Варька сначала подумала что кто-то идет лугом и курит и лишь когда он вскинулся ясным высоким пламенем она поняла что разжигали костер (Нос.)

4. Бескозырку мне не было жалко но я смотрел на свои сандалии потому что она заглядывала мне в лицо и от этого я не мог ничего говорить (Нос.)

Сейчас Вам будет предложен диктант
 «Во второй половине XIX века...»
Для начала нажмите кнопку Воспроизвести

 

Ключ к диктанту находится здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz